Пейзажный принцип организации сада зародился еще в Древнем Китае, в Европе же наибольшей популярностью пользовался в Англии и Франции XVIII-XIX вв., в эпохи классицизма и романтизма. Также пейзажный принцип характерен для японского сада, сада русского модерна и «кантри». Отличается живописным, свободным стилем планировки. Архитектор наслаждается красотой естественной непрямой линии, стремится воспроизвести увиденные в природе формы и сделать их более выпуклыми, яркими и отчетливыми. В пейзажном саду отсутствует геометрическая правильность, живописные группы деревьев свободно размещаются на полянках и лужайках, извилистая дорожка напоминает зарастающую тропинку в диком лесу. Водоемы максимально приближены к природным: маленький пруд, спускающийся по камням водопад или ручеек, бегущий вдоль деревьев и огибающий беседку. В месте его пересечения с дорожкой устраивается небольшой мостик. В таком саду цветущая лужайка как будто запущена, хотя деловитый садовник ежедневно навещает ее со своими ножницами. Пейзажный сад может ввести в заблуждение относительно своей «культурности» зарастающими уголками, заброшенными прудами, заболоченными участками и «дикими» скалами. Хотя о присутствии человека забыть сложно: нет-нет да и появится за поворотом деревянная скамейка, мостик или беседка.
Столь жесткое деление на стили очень условно, ведь даже «самые пейзажные» английские парки очень часто включали в свой состав огромный цветник перед домом, разбитый в регулярном стиле.

Leave a Reply